Принцип природосообразности заключается в максимальном учёте психовозрастных особенностей ученика. Это означает, что учебные программы должны быть выстроены так, чтобы ребёнку было понятно всё, чему его учат в школе. При таком подходе отпадает необходимость бесконечной родительской помощи при подготовке домашних заданий. Абсурдность сложившейся ситуации в системе образования кроется в том, что сегодня мы вынуждены обосновывать и отстаивать необходимость понятности школьных учебников.
Не секрет, что родители, отдавая ребёнка в школу, сталкиваются с проблемой непонимания текстов учебников: формулировки заданий неясны ни ребёнку, ни образованному взрослому. Это непонимание является одной из многих причин массовой функциональной неграмотности молодого поколения.
Учебники абстрактны, заформализованы, схоластичны. Учебный материал не представляет собой последовательной, продуманной системы, которая способна сформировать у ребёнка целостное, неклиповое мышление. При таком подходе к обучению формируются стойкие механизмы обращения с информацией как с разрозненной, несвязанной, хаотичной субстанцией, не имеющей связи с жизнью, неприменимой нигде, кроме тестов. Это в итоге блокирует познавательную активность, не даёт развиться тем механизмам, без которых научное мышление невозможно. А следом за этим блоком приходит и угасание мотивации к обучению, более того – тревожность и отторжение к процессу в целом. Сознание современного выпускника школы напоминает заламинированный чистый лист.
Официальный отказ системы образования учить детей (ребёнок должен учиться сам), закреплённый действующим ФГОС, вообще ставит под вопрос целесообразность существования сложившейся противоестественной школьной системы.